В последий год возрасло количество жалоб на высокую кадастровую стоимость недвижимости.
Какова ситуация на данный момент рассказывает эксперт компании ДОКТОР КЛЮЧ Тамара Андреевна Михальченко.
Что происходит?
15 мая депутаты во исполнение поручения президента внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, ограничивающий рост платежей по налогу на недвижимость.
Как мы информировали в предыдущих статьях, модернизированный налог на имущество физлиц, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости недвижимости, был введен в 2015 г. До этого при расчете налога использовалась значительно более низкая инвентаризационная стоимость. Базовая ставка налога для владельцев жилья — 0,1%. Муниципалитеты могут повышать базовую ставку налогообложения жилья (стоимостью до 300 млн рублей) с 0,1% до 0,3% или понижать ее до нуля.
В законе о введении налога был предусмотрен переходный период. Первые четыре года сумма налога уменьшается на понижающие коэффициенты: в первый год — 0,2, во второй — 0,4, в третий — 0,6, в четвертый — 0,8. С пятого года скидка отменяется.
Что предлагают?
Новый законопроект предусматривает отказ от повышения коэффициента выше 0,6.
Сейчас коэффициент 0,6 (для расчета налога на 2017 г.) применяют 28 регионов, перешедшие на кадастровую стоимость с 2015 г., включая Москву, еще 21 — 0,4, 15 — 0,2, пишут «Ведомости». Кроме того, в тех регионах, где коэффициент уже достиг 0,6, депутаты предлагают ограничить рост налога из-за пересмотра кадастровой оценки 10% - независимо от того, как выросла кадастровая стоимость недвижимости.
Как отмечают экономисты рыночный налог на недвижимость — не только источник пополнения местных бюджетов, но и фактор, препятствующий надуванию пузырей на рынке недвижимости.
Какие будут последствия?
Понятно, что от кадастровой стоимости недвижимости зависит налогооблагаемая база.
Стремление максимально приблизить кадастровую стоимость к рыночной цене на практике может привести к завышению кадастровой стоимости объектов, что, естественно, вызывает недовольство граждан и попытки оспорить налог.
Точная массовая оценка недвижимости невозможна в принципе — в силу не совершенства метода, который не позволяет учесть множество факторов, влияющих на цену конкретного объекта. Более того, рыночная цена — величина переменная, а не постоянная. В период роста экономики она может резко увеличиться за короткий срок, а в кризис — так же снизиться. При этом переоценка кадастра — процесс сложный, достаточно длительный и, что немаловажно, — дорогой. Поэтому кадастр за рынком практически никогда не успевает.
Больше всего проблем с оценкой возникает в периоды снижения цен на недвижимость — то есть в такие, как сейчас.
Когда цены растут, указанная в объявлениях стоимость объектов не сильно отличается от цен продаж, поэтому оценщики могут использовать открытую информацию.
Однако в периоды спада существенно увеличивается разрыв между ценами предложения, которые есть в базах, и ценами реальных сделок, точно известных только продавцу и покупателю. Например, в настоящее время величина торга при покупке квартиры в Новосибирске может составлять от 10% до 40% - в зависимости от сегмента и объекта. Учесть такое «скрытое» снижение цен при массовой оценке невозможно.
На практике все это приводит тому, что люди в кризис вынуждены платить государству не просто больше — в связи с переходом на «рыночный» налог на недвижимость, а сильно больше — из-за завышенной кадастровой оценки. При том что доходы населения не растут и даже существенно упали.
Фактически, предложение депутатов определить максимальный коэффициент при расчете налога на уровне 0,6, то есть предоставить скидку в 40% от кадастра, и ограничить ежегодный рост платежа 10% представляет собой попытку нивелировать неизбежные «огрехи» кадастра.
И это правильно. Потому что, изменение порядка расчета налога, снимет часть претензий населения и люди будут меньше пытаться оспорить кадастр, в том числе и в суде.
— Спасибо вам за интервью!